Кто такой Добрыня Никитич?
Добрыня, как и почти все герои фольк-лора, не плод досужего вымысла, а реальный человек, послуживший прототипом многих сказаний. Чтобы выяснить, какая же реальная личность скрывается за этим именем, придется обратиться к "преданьям
старины глубокой" - в десятый век. Это был в значительной степени судьбоносный век
русской истории. Его события и люди отразились в исторической и художественной ли-
тературе, включая песни, сказания, былины.
1 Середина века - время правления Киевской Русью великой княгини Ольги. Ее отцом был
тот самый "вещий Олег", который собирался "отмстить неразумным хазарам" и отпра-
вился в мир иной от укуса змеи. Муж Ольги -великий князь Игорь погиб в стычке с древ-
лянами, после чего Ольга стала единоличной правительницей Киевской Руси. Сыном Оль-
ги был Святослав Игоревич, при котором был разгромлен и перестал существовать Хазар-
ский каганат, а внуком - Владимир Святoславович - креститель Руси.
Киевская Русь занимала территорию Северного Причерноморья, ее владения протянулись далеко на север к верховьям Волги и на северо-запад к Новгороду. Она имела вы-
ходы к Балтийскому и Черному морям, занимая путь "из варяг в греки". Самыми могу-
щественными соседями Киевской Руси были на юго-западе - Византийская империя, на
востоке - Хазарский каганат. Кроме того, к северу обитали древляне - союз восточно-
славянских племен. Все они исповедовали разные религии: Византия - христианство,
Хазария - иудаизм, киевляне и древляне были язычниками. Во взаимоотношениях с
соседями у Киевской Руси мирные периоды с активными торговыми связями чередовались
с военными походами, как победными, так и неудачными. Потерпевший поражение стано-
вился данником победителя.
В результате одного из удачных походов против хазар к Киеву отошла часть их владений, включавшая в числе других город Любеч (ныне в Черниговской области, Укра-
ина). "Повесть временных лет" ссылаясь на 960 г.) называет одного из жителей Любе-
ча, еврея, именуя его Малк Любечанин. Он у д о с т о и л с я упоминания в летописи из-за своих детей.
Было их у него двое: дочь Малка и сын Товий. Видимо, отец дал им хорошее по тем временам образование, и поэтому Ольга забрала их на службу ко двору. Малку она сделала ключницей (домоправительницей) и милостивицей - ответственной за раздачу милостыни, а Товия приставила воспитателем - сначала к своему сыну, а затем и к внуку. При этом она их переименовала. Малка получила ласкательное имя Малуша, а с Товия она сняла "кальку", то есть перевела его имя, имеющее смысловое
значение, на русский язык: Товий происходит от древнееврейского "тов" - добрый, и Оль-
га превратила Товия в Добрыню (имя, сохранившееся только в фамилии - Добрынины).
Каковы же были судьбы детей Малка Любечанина? В Малушу влюбился Святослав
и женился на ней. Младшим сыном от их брака был Владимир. У Добрыни проявился пол-
ководческий талант, и он, став воеводой у Святослава, сыграл выдающуюся роль в по-
бедных сражениях с хазарами. Впоследствии, уже при Владимире, он был назначен княжеским посадником (наместником) в Новгороде и по указанию Владимира крестил
новгородцев. И вот, казалось бы, парадоксальная ситуация в русской религиозной ис-
тории: крещение Руси в Киеве провел Владимир, чья мать Малуша была еврейкой, а в
Новгороде - его родной дядя, брат матери. Но не за это деяние попал Добрыня в рус-
ский фольклор, а за свои ратные подвиги. И как тут не вспомнить один из многочис-
ленных куплетов:
В Третьяковской галерее
на стенах одни евреи.
А из "Трех богатырей"
левый тоже был еврей.
Левый - это Добрыня Никитич, бывший Товий Малкович.
С. КУМКЕС