Havera

Автор Тема: Вальдорфская педагогика  (Прочитано 16929 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн havera

  • Bonny_Underground
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 8582
  • Life is а miracle, life is beautiful.
Вальдорфская педагогика
« : Октября 28, 2005, 15:27:05 »
Вальдорфская педагогика, толкуя учебный план, методику и дидактику как мероприятия, стимулирующие здоровое развитие детей и подростков, действует соответствующим образом и потому носит терапевтический характер. Кое-кого удивит такой подход: воспитание - это понятно, но причем здесь терапия? Разве здоровому ребенку нужна терапия? Да, нужна, если говорить о терапии в широком смысле, понимая под нею любые меры, идущие на пользу здоровью. Потому-то настоящее воспитание и самовоспитание непременно должны оказывать положительное воздействие, способствующее физическому и душевному здоровью. Само собой разумеется, что и в вальдорфской школе происходит "обучение" и выпуск по обычной программе. Однако во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, она является местом воспитания человека.



Детский сад

Дети собираются в течение первого часа после открытия детского сада. Малышей передают с рук на руки, старшие сразу оставляют своих матерей, некоторые совершенно самостоятельно или небольшими группами входят внутрь. Сняв верхнюю одежду и надев тапочки, они здороваются с воспитательницей, которая всегда в это время чем-то занята. Малыши охотно остаются подле нее - наблюдая за ее работой или помогая, - старшие же бегут дальше и начинают играть. Они составляют столы и этажерки, развешивают занавески - устраивают жилище. В другой раз это будет карета скорой помощи, пожарная машина или мусоровоз, а может быть пароход. Четырех-пятилетние дети охотно вытаскивают лошадку и тележку или строят поезд, в котором можно возить камни, еловые шишки и прочее; пеленают и кормят голышей и выносят их на прогулку. Ребенок надевает накидку или платок - и превращается в маму, медсестру или почтальона. Чем только не занимаются дети в эти утренние часы! Воспитательница - полюс покоя среди этой шумной суеты. Хотя сама она занята работой, она успевает с интересом участвовать и в детских затеях, заботится о том, чтобы жизнь этой большой семьи шла упорядоченно и с пользой. Из множества повседневных занятий она выбирает простые и обозримые, которым дети легко подражают: стирка, выпечка хлеба, приготовление завтрака и т.д. Временами она оставляет сое рабочее место, чтобы отпраздновать с группой детишек день рождения куклы, или, скажем, совершить путешествие на пароходе, или кому-нибудь помочь.

Она обращает внимание на конфликтные ситуации и стереотипы поведения и обращается к соответствующему ребенку. Когда время игр подходит к концу, воспитательница начинает прибирать свое рабочее место. Заметив это, дети начинают общую уборку. Через семь-десять минут в этот процесс включаются поголовно все. Когда комната подметена и дети побывали в умывальной, они собираются для общей ритмической игры: стихи в сочетании с подвижными играми, песни и игры с пением. Содержание большей частью ориентировано на время года и типичные крестьянские работы или на соответствующие явления природы. Ежегодные христианские праздники тоже занимают значительное место и образуют кульминацию детсадовских будней. Поскольку довольно длительное время изо дня в лень повторяются одни и те же игры и песни, у детей исподволь накапливается большой запас игр и песен. В иных детских садах этим ритмическим играм предшествует так называемый "утренний кружок", в котором читают молитвенные изречения и поют утреннюю песню. В большинстве же детских садов этим подводится итог первой половины дня. Потом все идут завтракать. Завтрак включает хлеб, мюсли или другие злаковые блюда; в дополнение к этому фрукты или морковь и чай.

Теперь наступает время, когда дети могут играть каждый сам по себе. Большей частью это происходит в саду, в песочнице или на прогулке в парке. В конце первой половины дня дети еще раз собираются все вместе, чтобы послушать сказку. Малыши любят посидеть возле воспитательницы, и им это нужно. Она рассказывает не театрально, а скорее монотонно-эпически, но при том тепло и живо. Чувствуется, как она любит каждое слово и каждое предложение. Она не допускает никаких вариаций в рассказе. Ведь дети тотчас это заметят и поправят, поскольку на протяжении длительного времени ежедневно слушают одну и ту же знакомую сказку. Большей частью выбор падает на сказки братьев Гримм. По стилю, композиции и содержанию они особенно подходят для того, чтобы оживить и обогатить душевную жизнь ребенка такого возраста.


rin.ru
« Последнее редактирование: Октября 28, 2005, 15:27:47 от havera »

Оффлайн havera

  • Bonny_Underground
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 8582
  • Life is а miracle, life is beautiful.
Re:Вальдорфская педагогика
« Ответ #1 : Октября 28, 2005, 15:31:47 »

Весь день разделяется, таким образом, на два больших временных промежутка, в течение которых дети занимаются деятельностью сообразно их возрасту. Побуждением к этому служит богатый игровой материал, а также пример воспитательницы, которая, как мать в доме, попеременно занимаетcя всевозможными необходимыми домашними делами. Кроме приготовления завтрака, выпечки хлеба, сюда относятся также штопка, глажение, починка игрушек или художественная деятельность, например рисование акварелью. Благодаря такому широкому диапазону деятельности достигается, что каждый ребенок в свое время и по-своему находит для подражания именно то, что отвечает его развитию. То есть выбор, чему и как подражать, предоставлен ребенку. Два коротких периода отведены совместной деятельности (ритмические игры и завтрак, а также слушанье сказки). Переход от свободных игр к общим занятиям представляет собой как бы глубокий вдох и выдох.

Такой распорядок дня в детском саду сегодня как никогда раньше, требует помощи родителей. Ведь если они тревожатся из-за того, что, например, "злой волк", "драконы" или "гномы" в сказке способны стимулировать в их детях жестокие наклонности, или считают, что все это бессмысленные фантазии, то им надо принять решение: либо согласиться с важностью сказочных образов для детской душевной жизни, либо забрать своего ребенка из вальдорфского детского сада. Пока решение не принято, их детям трудно воспринимать сказку непредвзято, и они часто мешают, вставляя замечания вроде: "Карлики... их ведь на самом деле нет".

Также и дети, которых родители изначально много поучают и рационально просвещают обо всем на свете, не по возрасту разумными замечаниями и негативной аргументацией затрудняют переход от одного вида деятельности к другому. Дети привыкшие дома к сказочным пластинкам и телевизору, уже при свободной игре вносят сумятицу. Эта тенденция еще усиливается, когда начинаются общие занятия. Часто лишь примерно через полгода такие дети начинают более-менее непринужденно и открыто включаться в жизнь группы и не мешать другим своими "тах-тах!", "бум!" и прочими заимствованными из телевизионных зрелищ жестами и возгласами. Тот, кто хотя бы на время отдает своего ребенка в такой сад, скоро заметит, что домой он приходит полный сил и приносит с собой впечатления, которые меняют повседневную жизнь семьи. Так, некоторые дети говорят дома, что надо молиться перед едой.
Другим хочется еще раз спеть песню с братьями и сестрами или родителями или послушать любимую сказку.

Педагогика детского сада считана с жизнененных потребностей этого возраста. Утром ребенок прежде всего хочет овладеть своим окружением. При этом в нем оживают события минувшего дня или последней недели, и он охотно повторяет и углубляет их в игре. Ребенку такого возраста недостаточно одноразового опыта. Он стремится расширить его, повторить, связать себя с ним. В результате его воля сама собой укрепляется, как мускулы укрепляются ежедневным упражнением. Вот на это воспитание воли и ориентирован весь распорядок дня в детском саду, ибо жизнь чувств и мыслей в этот период развития еще не настолько выступает на передний план, как потребность деятельности.

rin.ru

Оффлайн Belk

  • Girlfriend
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 6548
  • Привет!
Re:Вальдорфская педагогика
« Ответ #2 : Сентября 15, 2008, 15:21:37 »
уфф, наши вальдорфцы и тут представлены.

Если интересно, я могу поискать еще материал. мне очень близко многое в этом подходе. жаль, что наш вальдорфский садик берет по 1 ребенку в год - спрос огромен... фих попадешь к ним...


Кстати, Катя, а как ты относишься к вальдорфской системе?
в Израиле есть соотв. детсады и школы?



Оффлайн Стамча

  • Underground
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 15873
  • Пол: Женский
  • Завтра будет лучше.
Re:Вальдорфская педагогика
« Ответ #3 : Сентября 15, 2008, 15:35:40 »
Я не заметила ничего, что не соответствовало бы обычному изрильскому детскому саду. (ну разве что воспитательница хлеб не печет) А так, нормальная педагогика.
Необидчивый человек - это тот, которого пошлешь нахер, а вернется он отдохнувший и с магнитиками в подарок...

Оффлайн Belk

  • Girlfriend
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 6548
  • Привет!
Re:Вальдорфская педагогика
« Ответ #4 : Сентября 15, 2008, 16:47:16 »
Я не заметила ничего, что не соответствовало бы обычному изрильскому детскому саду. (ну разве что воспитательница хлеб не печет) А так, нормальная педагогика.
вальдорфская пердагогика запрещает телек аж до 14 лет, компьютер иже с ним.  никакой "неживой" музыки - дети учатся инструменту - никаких стерео.
никаких сказок на сд, никаких пластиковых игрушек.
вместо этого - именно печение хлеба, работы с натурлаьной глиной а не с пласитлином и т.д. и т.п.
молитва (антропософы - глубоко верующие люди с обширной собственной философией. например дети не прививаются, не лечатся конвенциональными лекарствами (у антропософов своя гомеопатия), чтобы попасть в их садик, тебе нужно написать сочинение соискательное, где ты изложишь все твои жизненные взгляды, и попробуй не совпади с их мировоззрением.
ребенка в садике не будут учить никаким знаковым системам, их преподают только в школе и даже не в пером классе - раннее чтение по их мнению вредит целостному развитию ребенка. там мнооого заморочек, очень много.
кстати, детям готовят только био-еду - очень важно ;)



Оффлайн Стамча

  • Underground
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 15873
  • Пол: Женский
  • Завтра будет лучше.
Re:Вальдорфская педагогика
« Ответ #5 : Сентября 15, 2008, 16:51:20 »
Понял. Полная муть! Чур меня, чур! Нееее, подальше от таких.
Необидчивый человек - это тот, которого пошлешь нахер, а вернется он отдохнувший и с магнитиками в подарок...

Оффлайн Ведьма

  • Administrator
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 34824
  • Пол: Женский
Re:Вальдорфская педагогика
« Ответ #6 : Сентября 15, 2008, 16:51:45 »
и тебе эти заморочки подходят? ну насчет био мы уже разобрались....

Оффлайн Kriza

  • Underground
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 11891
  • Пол: Женский
  • Невозможное возможно!
Re:Вальдорфская педагогика
« Ответ #7 : Сентября 15, 2008, 16:57:06 »
Прям секта какая-то
по мне так пусть лучше ходит в среднестатистический садик
самое главное что-бы рядом с домом
Потому что ты этого заслуживаешь!

Оффлайн ЗмеЮка

  • Bonny_Underground
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 22796
  • Пол: Женский
Re:Вальдорфская педагогика
« Ответ #8 : Сентября 15, 2008, 17:05:27 »
меня вообще пугает излишнее сладование любой методике еще с универа, там мы дофига всего странного изучили. я пришла к выводу, что мне тоже больше подходят качественные среднестатистические варианты, а то чего не хватает я в состоянии дополнить сама.
Учительница русского языка, когда первый раз прыгала с парашютом, была сильно потрясена, весьма удивлена и крайне обескуражена, но вслух почему-то кричала по-другому.

Оффлайн Belk

  • Girlfriend
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 6548
  • Привет!
Re:Вальдорфская педагогика
« Ответ #9 : Сентября 15, 2008, 17:12:27 »
и тебе эти заморочки подходят? ну насчет био мы уже разобрались....

молитва не подходит
без телека и тыды почти подходит (почти, думаю, что начну фильмы и мультяшки а также комп намного раньше чем 14 лет)
если сам не будет проявлять интереса к знаковым системам - не буду настаивать, если сам захочет - постараюсь научить в игре
неиспользвание медикаментов в том числе и жаропонижающих кроме крайних случаев мы тоже уже обсудили - подходит
гомеопатия подходит

главное для вальдорфцев в том, чтобы не перескакивая сензитивные фазы нейрофизиологического развития, дать ребенку именно то, в чем он в каждой фазе более всего нуждается. например, развитию мозга вреден телевизор. потому его надо исключить. для меня очень логично.
« Последнее редактирование: Сентября 15, 2008, 17:13:23 от Belk »



Оффлайн Стамча

  • Underground
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 15873
  • Пол: Женский
  • Завтра будет лучше.
Re:Вальдорфская педагогика
« Ответ #10 : Сентября 15, 2008, 17:15:14 »
главное для вальдорфцев в том, чтобы не перескакивая сензитивные фазы нейрофизиологического развития, дать ребенку именно то, в чем он в каждой фазе более всего нуждается
Ээээ  ??? Слыш, Белк, отсыпь мне тоже этой травы!  :D
Необидчивый человек - это тот, которого пошлешь нахер, а вернется он отдохнувший и с магнитиками в подарок...

Оффлайн Ведьма

  • Administrator
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 34824
  • Пол: Женский
Re:Вальдорфская педагогика
« Ответ #11 : Сентября 15, 2008, 17:20:15 »
дать ребенку именно то, в чем он в каждой фазе более всего нуждается.
а кто решает что нужно ребенку и в чем он нуждается?
ребенка никто не травит лекарствами просто так. телевизор можно использовать как ту же книжку, только уже с музыкой и в пределах разумного. не учить ребенка и ждать пока он захочет? а он знает чего хотеть?

странно, ты постоянно ищешь для себя систему с очень жесткими рамками...

Оффлайн Belk

  • Girlfriend
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 6548
  • Привет!
Re:Вальдорфская педагогика
« Ответ #12 : Сентября 15, 2008, 17:23:20 »
Ээээ  ??? Слыш, Белк, отсыпь мне тоже этой травы!  :D

 ;D
если почта возьмет, пришлю мешок на весь форум  ;D



Оффлайн Belk

  • Girlfriend
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 6548
  • Привет!
Re:Вальдорфская педагогика
« Ответ #13 : Сентября 15, 2008, 17:31:00 »
а кто решает что нужно ребенку и в чем он нуждается?
ребенка никто не травит лекарствами просто так. телевизор можно использовать как ту же книжку, только уже с музыкой и в пределах разумного. не учить ребенка и ждать пока он захочет? а он знает чего хотеть?

странно, ты постоянно ищешь для себя систему с очень жесткими рамками...

неее, я не ищу себе систему, даже не думаю искать

насчет лекарств - спроси, как испанцы едят антибиотики без рецепта и детям их суют при первом насморке...

насчет фаз развития - есть определенные фазы, заложенные в программу развития ребенка, плюс минус у всех они одинаковые - например, грубая и мелкая моторика, речь и тыды.

например, развитие моторики - у них есть эвритмия - методика очень успешно используется даже для терапии деток с дцп!
надо поискать, может есть на русском.

я сознательно кинула самые "интересные" пункты, надо ж быстренько привлечь внимание  ;D

система очень сложная, очень продуманная, ничего общего с сектой не имеющая - среди антропософов много врачей, ученых. я знала одного физика-теоретика - мужик необыкновенного ума и убежденный антропософ. он как раз через свои непомерные мозги и погружение в тайны бытия пришел к антропософии.


http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
« Последнее редактирование: Сентября 15, 2008, 17:34:31 от Belk »



Оффлайн Стамча

  • Underground
  • YaBB God
  • *****
  • Сообщений: 15873
  • Пол: Женский
  • Завтра будет лучше.
Re:Вальдорфская педагогика
« Ответ #14 : Сентября 15, 2008, 17:33:06 »
Черезмерная погруженность в тайны бытия ведет к отрыву от реальности.  ;)
Необидчивый человек - это тот, которого пошлешь нахер, а вернется он отдохнувший и с магнитиками в подарок...